в 3Г классе МБОУ Школы № 175 г.о. Самара (08.11.2023)
учитель начальных классов Кузенкова Ольга Александровна
Класс: 3
Предмет: литературное чтение
Учебник, авторы: Литературное чтение, 3 класс, 1 часть, УМК «Школа России»; Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина
Тема урока: И.А. Крылов «Мартышка и Очки»
Тип урока: Открытие нового знания
Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с биографией И.А. Крылова и его произведением «Мартышка и Очки»
Задачи урока:
Дидактические:
- Познакомить обучающихся с творчеством И.А. Крылова и его произведением «Мартышка и Очки»;
- Обучать выразительному чтению произведения «Мартышка и Очки»;
Развивающие:
- Развивать речь учащихся, посредством чтения произведения «Мартышка и Очки» и беседы по его содержанию;
- Способствовать развитию умений анализа и интерпретации текста, посредством чтения произведения «Мартышка и Очки»;
- Совершенствовать навык понимания прочитанного, посредством чтения произведения «Мартышка и Очки»;
Воспитательные:
- Способствовать уважительному отношению к Родной литературе.
- Воспитывать положительные черты характера, такие как вежливость, образованность и доброжелательность.
Ресурсы: учебник, раздаточный материал (листы для сам. и парной работы), интерактивная доска (презентация).
Характеристика этапов урока
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности (Ф,И, П,Г) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Время | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (УУПД, УУРД, УУКД) | Личностные | ||||||||
Этап мотивации к учебной деятельности | Проверить готовность учащихся к уроку. Задать мотивацию к учебно-познавательной деятельности. | Словесный метод (беседа) | Мотивирует на предстоящую деятельность | Настраиваются на предстоящую деятельность, анализируют пословицу | Ф | – | 1 мин | – | – | УУЛД: мотивация к познанию и обучению УУЛД: готовность обучающихся к саморазвитию |
Подготовка к первичному восприятию | Подготовить учащихся к работе над произведением, Выдвижение цели и построение плана работы на урок) познакомить с биографией писателя | Словесный (рассказ) Наглядный (демонстрация) | Подводит учащихся к теме урока. Производит целеполагание и постановку плана работы на урок. Знакомит с биографией писателя И.А. Крылова | Участвуют в постановке цели и плана работы на урок. Знакомятся с биографией писателя И.А. Крылова | Ф | Презентация (портрет писателя) | 10 мин | Знают биографию писателя И.А. Крылова | УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей УУПД: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей УУПД: с помощью педагогического работника формулировать цель УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата | – |
Этап первичное восприятие | Познакомить учащихся с произведением | Практический (чтение произведения, работа в парах) | Знакомит учащихся с произведением И.А. Крылова «Мартышка и Очки» | Знакомятся с произведением «Мартышка и Очки». | Ф, П | Дидактический материал (учебник) | 8 мин | Умеют определять значение нового незнакомого слова. | УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата | |
Этап вторичного восприятия | Организовать вторичный синтез произведения через чтение произведения | Практический (чтение произведения) | Предлагает прочитать произведение по цепочке Организовывает работу в парах с проверкой через проговаривание во внешней речи | Читают произведение Работают в парах | Ф, И | Дидактический материал (учебник) | 6 мин | Владеют техникой смыслового чтения вслух | УУРД:самоорганизация УУКД:ответственно выполнять свою часть работы. | УУЛД: проявлять познавательный интерес |
Этап анализа художественного текста | Произвести совместно с учащимися анализ художественного произведения | Практический Словесный (беседа) | Проводит анализ художественного произведения совместно с учащимися | Совместно с учителем анализируют стихотворение «Мартышка и Очки» | Ф | – | 8 мин | Умеют осуществлять анализ стихотворения «Мартышка и Очки» | УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей УУПД:устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. УУПД:анализировать текстовую информацию в оответствии с учебной задачей | |
Физминутка | Предупредить переутомяемость учащихся | Практический | Показывает движения | Повторяют движения | Ф | – | 1 мин | – | – | – |
Творческая работа | Организовать творческую практическую работу по изученному художественному произведению | Словесный (объяснение) Практический (выполнение задания) | Организовывает творческую работу учащихся по изученному произведению | Выполняют творческую работу (синквейн) | Ф, И | – | 10 мин | Знают материал. Применяют полученные знания на практике. | УУПД: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей | УУЛД: развитие самостоятельности и личной ответственности |
Рефлексия учебной деятельности | Организовать для учащихся оценку своей деятельности на уроке. | Словесный (беседа) | Проводит оценку деятельности учащихся. Узнаёт причины неуспеха и затруднений | Анализируют свою деятельность | Ф | – | 2 мин | – | УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; | УУЛД: способность самооценки учебной деятельности |
Конспект урока
Этап урока | Прямая речь учителя | Прямая речь обучающихся |
Этап мотивации к учебной деятельности | – «Здравствуйте, ребята!» – «У нас сейчас с вами урок литературного чтения. Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку. На столах лежит учебник и пенал. Верно?» – «А теперь, прочитайте пословицу, представленную на доске» -«Как вы понимаете смысл данной пословицы?» -«Верно, знания и мудрость являются важными качествами, которые делают человека более умным, эрудированным, разумным и способным принимать правильные решения. Человек, который обладает знаниями и мудростью, способен решать сложные проблемы и справляться с жизненными трудностями.» | – «Здравствуйте» – «Да» – «Знание и мудрость украшают человека.» -«Знания и мудрость важные качества для человека.» |
Подготовка к первичному восприятию | -«Ребята, вспомните, какой раздел мы с вами начали недавно изучать?» -«Верно, а с какими произведениями мы знакомились на прошлых уроках?» -«Совершенно верно. Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном человеке, необычной творческой личности. Мы с вами знаем: если человек пишет прозаические произведения (рассказы, романы, повести), его называют…» -«А если сочиняет поэтические произведения?» -«А того, кто пишет басни, называют баснописцем. Об этом человеке вы уже разговаривали во втором классе и знакомились с его творчеством. Посмотрите на слайд, кто мне скажет, кто это?» -«Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с творчеством И.А. Крылова. Но перед тем, как мы приступим, давайте с вами сформулируем цель нашего урока». -«Теперь давайте ознакомимся с планом нашей работы, прочитайте.» -«Ребята, а что вы помните об этом авторе?» -«Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля в 1769 г. Он был очень старательным и любознательным ребенком. Он сам, без помощи учителей овладел русским языком и математикой, а также изучил французский и итальянский языки. Крылов переводил стихи и прозу. Великолепно знал литературу, интересовался театром. Более 30 лет он работал в библиотеке. Но самое главное он написал огромное количество великолепных басен. Его басни любят и взрослые, и дети. Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, наглость, самоуверенность. Крылов замечательно читал свои басни. Он читал их просто и искренне, вернее даже не читал, а рассказывал, как бы беседуя со своими слушателями, обращаясь к ним. Поэт выставляет своих басенных героев в смешном виде и вносил этим долю юмора, доброты и тепла при рассказывании. -«Ребята, а кто знает, что такое басня?» -«Верно, басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Она начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.» – «Скажите, какие произведения И.А. Крылова вы знаете?» | -«Великие русские писатели.» -«На прошлых уроках мы знакомились с произведениями А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане», «Зимнее утро». -«Писателем.» -«Поэтом.» -«Иван Андреевич Крылов.» -«Вспомним биографию И.А. Крылова и продолжим знакомиться с его творчеством.» -«Вспомним биографию И.А. Крылова» – «Проанализируем басню «Мартышка и очки» – «Оценим свою деятельность на уроке» -«Он написал множество интересных и поучительных басен.» -«Басня – это короткое произведение, где высмеиваются черты характера людей.» -«Басня – это маленькое поучительное произведение» -«Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей». |
Этап первичного восприятия Словарная работа | – Скажите, можно ли по названию определить, о чем будет произведение?» -«Откройте учебник на стр. 134. Сейчас я прочитаю басню «Мартышка и Очки», а вы внимательно меня послушайте.» -«О чем произведение?» -«Кто главный герой произведения?» -«Как вы думаете, почему она не умела пользоваться очками?» – «Все ли слова в произведении вам знакомы?» -«Давайте внимательно посмотрим на текст и найдем незнакомые нам слова.» -«Полдюжина – это математическое понятие, равное 6.» -«Нанижет – по-другому надевает, насаживает. В нашем случае мартышка надевает очки на хвост» -«Темя – это верхняя часть головы.» -«Врак – это выдумки, ложь.» -«Какое слово еще нам не знакомо?» -«Невежда – необразованный, глупый человек.» -«Как вы понимаете выражение «к худу клонит?» | -«Наверное, о мартышке и очках.» -«О поучительной истории, которая произошла с мартышкой.» -«О мартышке, которая не знала, как пользоваться очками» -«Мартышка.» -«Она была глупая.» -«Нет.» -«Слово «полдюжина» -«Нанижет.» -«Темя.» -«Врак.» -«Невежда.» -«К плохому, недоброму.» |
Этап вторичного восприятия | -«А теперь я предлагаю вам прочитать произведение по цепочке. Следите, в любой момент я могу остановить и попросить продолжить читать другого». -«Итак, мы сейчас прочитали басню. Прежде чем мы начнем говорить о ней, попробуйте составить план произведения, по-другому, выделить смысловые части, последовательность событий. Выполнять работу вы будете в парах. Но, прежде чем мы начнем, нужно вспомнить правила работы в парах.» -«Давайте поверим. Алиса и Лия, какой план получился у вас?» -«Очень хороший план у вас получился! Давайте послушаем вторую пару.» -«Хорошо.» | Читают произведение. – «Не спорить» – «Прислушиваться к мнению одноклассника» – «Не ругаться» – «Помогать друг другу» -«1. Мартышка слабеет зрением. 2. Она узнает про очки. 3. Покупка очков. 4. Мартышка не знает, как носить очки 5. Мартышка злится. 6. Мартышка разбивает очки. 7 Мораль (главная мысль) -«1. Плохое зрение. 2. Услышала про очки. 3. Покупка очков. 4. Не знает, как пользоваться очками. 5.Мартышка гневается, ругается 6. Разбивает очки. 7. Сравнение с людьми.» |
Этап анализа художественного текста | -«Ребята, давайте еще раз повторим, о чем произведение?» -«Мы с вами уже сказали, что мартышка – главный герой произведения. Почему автор выбрал для своей басни именно мартышку?» -« Мартышка – это зверек, который вечно кривляется, не слушается, показывает различные выходки и пытается что-то повторить за человеком. Это смешное животное, а в басне – еще и глупое. Какие действия совершала мартышка с очками? Найдите в тексте и прочитайте.» -«Что обычно делают с очками?» -«Скажите, похожи ли между собой слова невежда и невежа?» -«Можем ли сказать, что мартышка является невеждой в басне?» -«Почему мартышка думает, что ее обманули люди?» -«Давайте найдем этот отрывок в тексте.» -«Что сделала Мартышка с Очками?» -«Найдем этот фрагмент в тексте и зачитаем.» -«Ребята, а кто мне скажет, что такое мораль?» -«Мораль – это правила в жизни, которые помогают нам жить комфортно с другими людьми и не нарушать их права. Давайте попробуем ее найти в произведении и зачитать» -«Как вы понимаете эти слова?» -«Правильно, нельзя судить о том, чего не понимаешь. Прежде чем что-то делать, сначала нужно в этом хорошо разобраться. В своем незнании нельзя обвинять других. Мартышка в басне выступает в роли невежды, а очки – это знания. Но знания нужно правильно применять, тогда от них будет польза.» -«Ребята, а случалась ли с вами такая ситуация? Например, вы приобрели вещь и не знаете как ею пользоваться? Приведите примеры.» -«Какие черты характера высмеивает автор?» -«Какие средства выразительности использованы в произведении? Есть ли в басне метафоры – слова или выражения, употребленные в переносном значении?» -«Давайте прочитаем» -«Олицетворения?» -«Верно, брызги олицетворяют осколки стекла.» -«Эпитеты?» -«Ребята, какая тема произведения, как вы думаете?» -«Верно, чему нас учит произведение? Какова идея басни?» | -«О мартышке, которая купила очки и разбила их, она не знала, как ими пользоваться.» -«В жизни это животное неуклюжее и смешное.» -«Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк; То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет.» -«О камень так хватила их.» -«Используют в качестве украшения и для зрения.» -«Слова похожи по звучанию, но у них разный смысл. Невежда – необразованный человек. Невежа – человек, который может быть образованным, но при этом невоспитанным и грубым.» -«Да, она совершает глупые поступки, не знает, как пользоваться очками.» -«Обычно с очками такого не делают, их нужно носить на лице. Так как мартышка неправильно использовала очки, они не помогли ей лучше видеть, и поэтому Мартышка решила, что люди ее обманули.» -«Тьфу пропасть! -говорит она: – и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Все про Очки лишь мне налгали; И проку на волос нет в них.» -«Разбила их.» -«Мартышка тут с досады и печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали.» -«Мораль – это правила.» -«Мораль – это то, что нас учит.» -« К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, -цены не зная ей, Невежда про неё свой толк всё к худу клонит; А ежели невежда познатней, То он её ещё и гонит.» -«Эта ситуация может произойти с каждым человеком.» -«Если невежде дать полезную вещь, а он не знает, как ею пользоваться, не поймет ее ценность, то невежда посчитает эту вещь бесполезной.» Приводят примеры из жизни. -«Грубость, необразованность, злость.» -«Да» -«Мартышка к старости слаба глазами стала.» -«Завести.» -«Брызги засверкали.» -«Слаба глазами, большой руки, полезна вещь, невежда познатней.» -«Басня посвящена теме невежества, глупости.» -«Произведение учит правильно понимать ситуации и использовать вещи по их назначению.» -«Главная идея басни заключается в том, что без знаний человек остаётся глупым и необразованным. Количество прожитых лет не определяет мудрость.» |
Физминутка | -«Ребята, давайте немного отдохнем. Встаньте и разойдитесь так, чтобы вы не задевали друг друга. Потрудились – отдохнем, Встанем, глубока вздохнем. Руки в стороны, вперед. Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.» | Повторяют движения. |
Творческая работа | – «А теперь я вам предлагаю поработать самостоятельно. Сейчас вам необходимо будет составить синквейн по прочитанному произведению. Синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк. Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему, отвечает на вопросы кто?, что?; Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; Четвёртая строка – фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. Пятая строка – слово или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение.» -«Давайте разберем правила написания синквейна на примере по произведению «Мартышка и Очки». Синквейн: 1. Очки 2. Удобные, круглые 3. Надеваются, разбиваются, покупаются 4. Очки не действуют никак 5. Предмет» – «Хорошо, давай посмотрим, у кого что получилось» | Выполняют задание – «1. Мартышка. 2.Старая, глупая. 3.Понюхает, полижет, прижмет 4.Мартышка к старости слаба глазами стала. 5.Глупое животное» |
Рефлексия учебной деятельности | – «Наш урок подходит к концу, давайте вернемся к цели и плану нашей работы. Скажите, мы достигли цели урока?» – «Вспомнили, кто такой И.А. Крылов?» – «Проанализировали басню «Мартышка и очки»?» -«Оценили свою работу на уроке?» -«Итак, тогда я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Поднимите руку те, у кого не возникло затруднений в течение урока. Поднимите руку, у кого возникли затруднения, но вы смогли самостоятельно с ними справиться. А теперь поднимите руку, у кого возникли затруднения в течение урока, и кто не смог с ними справиться» | – «Да» -«Да.» -«Да» -«Нет.» Проводят самооценку своей деятельности |